Какие изменения ждут читателей, зрителей и прочих потребителей информации (и, конечно, журналистов) в связи с тем, что принят Закон РК «О масс-медиа»? 19 июня 2024 года документ подписан президентом РК и 20 августа вступит в силу, а отдельные нормы – 1 января 2025 года. Что говорят о новом документе региональные журналисты?

Учитывая, что прежний закон "О средствах массовой информации" был разработан еще в 1999 году, а за четверть века медиапространство сильно изменилось, законодатели решили не вносить поправки в старый закон, а написать новый – и с другим названием "О масс-медиа". А затем еще и депутаты предложили к нему более двухсот изменений и дополнений.

ЗАУРЕ ОРАЛБАЕВА, ЖУРНАЛИСТ-РЕДАКТОР ЖУРНАЛА ASPAN
-    Если сказать, что в этом законопроекте 60 статей к одному предложению, то есть какие-то рациональные аспекты, связанные с каждой из них. Тем не менее, это следует учитывать, еще следует сказать о развитии отраслевой журналистики, я думаю, что отраслевой журналистике следовало бы уделить больше внимания в этом законопроекте.

Принятый закон установил дополнительные правовые гарантии для журналистов и ввел понятие «особый статус журналиста». Однако в документе не проводится различие между профессиональным журналистом и блоггером.

ГАЛИЯБАНУ БИЖАНОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
-    В распространении информации многие путают блогеров с профессиональным журналистом. Блогеров называют журналистами. Поэтому считаю, что в законе должно было быть указано место блогера. К сожалению, в законе это не предусмотрено.

Отныне ответственность журналиста за публикуемую в СМИ информацию сохраняется только 1 год. Этот срок ранее был указан в законе как три года.

АЙДАР КУЛЖАНОВ, ЖУРНАЛИСТ
-    Однако предлагалось декриминализировать эти нормы, то есть снять уголовную ответственность за данные действия и оставить только административную ответственность. К сожалению, эта норма не прошла. Однако есть надежда, что этот закон придаст определенный импульс развитию казахстанской журналистики, в том числе региональной.

В стране действуют около 6500 официально зарегистрированных средств массовой информации, из них более 200 являются телеканалами. Ежедневно голубой экран смотрят около 3 600 000 человек.