Адаптация подростков в обществе, их свободное самовыражение и умение мыслить — во многом зависят от учителей. Педагог должен разговаривать с каждым учеником, слышать и понимать его. По мнению специалистов, чёткая система ценностей помогает молодым людям избегать деструктивного поведения, а значит — снижает риск подросткового суицида.
Учитель — это зеркало нации. Он не просто передаёт знания, но и играет ключевую роль в формировании личности. Поэтому будущих педагогов в вузах учат общаться с детьми на равных, выслушивать и принимать их мнение.
АСИЯ ОРАЗОВА, СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. О.ЖАНИБЕКОВА
— С первых дней мы должны внимательно наблюдать за ребёнком. Изучать каждого индивидуально. Если мы вовремя замечаем, что ребёнок в подавленном состоянии, нужно обратить внимание на отношения в семье, с друзьями, на его окружение. И заранее начать работу. Но часто бывает, что мы замечаем всё слишком поздно — когда стресс или депрессия уже достигли пика. А потом сожалеем. Поэтому важно работать на упреждение. Это и есть самая трудная, но важная часть нашей профессии.
Психологи уверены: дети, выросшие в атмосфере свободы и доверия, меньше подвержены вредным убеждениям и опасным мыслям. Особенно важно, чтобы подростки не боялись открыто разговаривать со взрослыми.
ДИНАРА ТУРЫСБЕКОВА, СТУДЕНТ
— Чтобы ребёнок открылся, в первую очередь нужно стабилизировать его эмоциональное состояние и оказать поддержку. Иногда достаточно просто спросить: «Как ты себя чувствуешь?» — это уже способ помочь. Нужно интересоваться, что его волнует, что происходит в его жизни, задавать открытые вопросы и искренне слушать.
Услышать голос ребёнка — значит спасти его душу. Безопасная среда — это та, где подросток может свободно выразить свои мысли. А педагог, который умеет слушать, способен сохранить не одну жизнь. Понимание и поддержка — главный путь к предотвращению подросткового суицида, считают специалисты.