Шымкенту необходимо метро. С каждым годом население Шымкента растёт, а вместе с ним — и поток транспорта. Чтобы разгрузить дороги и снизить уровень пробок, необходимо развитие подземной транспортной инфраструктуры. Так считает почётный архитектор Казахстана, старший преподаватель Аскар Мамырбай. Своё мнение он опубликовал в социальных сетях, вызвав широкий общественный резонанс. Что думают по этому поводу городские власти? Насколько реалистична идея и выгодна ли она жителям? В теме разбирался наш корреспондент.
Архитектор с 45-летним стажем утверждает: в Шымкенте мягкий грунт, и строить здесь подземные тоннели проще, чем, например, в Алматы.
АСКАР МАМЫРБАЙ, ПОЧЁТНЫЙ АРХИТЕКТОР РК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
— В Алматы в земле попадаются огромные валуны, строительство метро обходится очень дорого. В Шымкенте таких природных препятствий нет, почва мягкая, а уровень грунтовых вод низкий. Только в районах рек Кошкар-ата и Бадам возможны трудности, но и там можно построить надземное метро.
Поддержал идею и депутат Мажилиса Болатбек Алиев. На своей странице в Facebook он отметил, что городу, который активно растёт и расширяет свои границы, подземный транспорт жизненно необходим.
Мнение общества разделилось. Одни считают проект слишком затратным, другие — поддерживают инициативу.
БЛИЦ-ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ:
— Да, метро нужно. И, думаю, LRT тоже не помешал бы.
— Вечером, возвращаясь с работы, по часу стоим в пробках.
— Думаю, метро для нашего города экономически невыгодно.
— Не нужно, и так нормально.
— Машин стало много, воздух грязный — метро было бы кстати.
А что думают в городском акимате? Есть ли метро в утверждённом генеральном плане Шымкента, принятом в 2023 году? Эти вопросы журналисты адресовали управлению архитектуры и градостроительства. В официальном ответе говорится: в генплане предусмотрено строительство лёгкого рельсового транспорта (LRT), который соединит центр города с восточными, западными, южными и северными районами.
ПРЕСС-СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
— Меридиональная линия LRT соединит северные и южные районы с центром города. Маршрут будет проходить по улицам А-2, Байдибек би, Дулати, Желтоксан, Казыбек би, Туркестан, Республика.
На участке от Майлы-Кожа до проспекта Бейбітшілік линия LRT пройдёт по направлению улиц Казыбек би, Туркестан, Момышулы и Республика. Внедрение LRT повысит долю жителей, пользующихся общественным транспортом, что, в свою очередь, снизит уровень пробок и уменьшит потребность в строительстве парковок.
Таким образом, в официальных планах строительство подземного метро не предусмотрено. Но Аскар Мамырбай намерен развивать эту инициативу дальше — он хочет вынести её на обсуждение архитектурного совета города.