Запустить двигатель без газа и бензина — возможно. Так утверждает доктор химических наук, физик Мейирбек Туйебаев. Он предлагает использовать двигатель Стирлинга, способный тормозить давление и направлять сэкономленную энергию на работу мотора. По его словам, этот принцип пока применяется лишь в японских подводных лодках и ни разу не использовался в автомобилях. Наш корреспондент познакомился с разработкой и выслушал ученого.
Вот уменьшенная модель того самого двигателя. Если проект будет реализован, автомобили по всему миру смогут обходиться без сжиженного топлива и горючего. По словам ученого, эта идея и раньше вызывала интерес у исследователей и обсуждалась в научных кругах, но так и не была внедрена. Причина, считает изобретатель, в сопротивлении нефтяных корпораций. Мейирбек Туйебаев сейчас дорабатывает свою разработку вместе с учениками технического лицея и намерен представить проект на научных конкурсах. Причем, как он подчеркивает, больших вложений это не требует.
МЕЙИРБЕК ТУЙЕБАЕВ, ДОКТОР ХИМИЧЕСКИХ НАУК, ФИЗИК
— Главное наше отличие — мы не заказываем детали из Китая или других стран. Всё делаем своими руками. Ученики видят, им становится интересно, и они начинают экспериментировать, собирают свои варианты. Если японцы применяют это на подлодках, то почему бы нашим детям не использовать его в обычных авто? Это возможно. Главное — продолжать развивать идею. Возьмите радиатор, сначала нагрейте его бензином, а к другому краю подведите охлаждение. Если между ними будет разница в 50 градусов — двигатель начнёт работать.
При техническом лицее работает научное объединение «Архимед», куда входят учащиеся 9–11 классов. Лучшая молодежь каждую неделю собирается на обсуждение научных идей. Руководство школы приглашает профессоров и преподавателей вузов, которые становятся научными наставниками школьников. Под их руководством ребята готовят проекты и выступают на олимпиадах. Это, по мнению Бакбергена Айтбаева, самый прямой путь вовлечь молодежь в науку.
БАКБЕРГЕН АЙТБАЕВ, СОВЕТНИК ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ
— Мы приглашаем профессоров, закрепляем их как научных руководителей, и в течение года проводим совместную работу. Учим ребят проводить эксперименты, оформлять свои идеи и грамотно доносить их до публики. Благодаря этому наши выпускники успешно выбирают путь в науку и добиваются серьёзных успехов. Развитие науки напрямую влияет на рост экономики и промышленности, а значит — и на уровень жизни населения. В этом направлении наш лицей ведёт планомерную работу.
Ученица 11 класса Акерке мечтает стать архитектором. Она уже сейчас рисует эскизы зданий, воплощая в них собственные замыслы. Теперь она хочет оформить свои идеи в научный проект.
АКЕРКЕ АБДИЕВА, УЧЕНИЦА
— Мне интересна научная деятельность, поэтому я вступила в объединение «Архимед». Хочу работать над своим проектом совместно с профессорами.
В школе говорят: цель объединения — раскрыть способности учеников и вовлечь их в науку. С 1998 года здесь прошли обучение свыше тысячи школьников. Из них 514 стали призёрами научных конкурсов.