В Казахстане запрещено закрывать лицо в общественных местах. Законодательные поправки были утверждены 30 июня и вступили в силу 12 июля. Согласно новым правилам, если лицо человека невозможно распознать с помощью камер видеонаблюдения — это считается нарушением. В настоящее время сотрудники правоохранительных органов, управления по делам религий и теологи ведут разъяснительную работу среди населения.
Запрет не распространяется на погодные условия и медицинские показания. Также он не касается лиц, исполняющих служебные обязанности, участников гражданской обороны, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Общество в целом одобряет поправки. В светском государстве открытое лицо — вопрос общественной безопасности.
— В принципе, правильно. Мы ведь видим, как некоторые ходят с открытыми только глазами. Кто он — непонятно. Даже камеры не распознают. Не дай бог что-то случится. Я — против.
— Лучше, когда лицо открыто. Сейчас уже не носят мини-юбки, как раньше. Женщины одеваются скромно, длинные платья. Но лицо, считаю, должно быть открыто.
— Это не посягательство на чьи-то личные права. Я поддерживаю этот закон. Это правильно. Вера — в сердце каждого. Мы живем в светском обществе. Когда вижу человека с полностью закрытым лицом, мне становится не по себе. Поэтому лучше соблюдать закон и ходить с открытым лицом.
— Сейчас очень много женщин стало носить хиджаб. Кто-то это одобряет, кто-то — нет. Но закон есть закон, он один для всех. Поэтому нужно соблюдать.
По словам специалистов, закрывание лица, как это делают некоторые женщины, придерживающиеся шариатских норм, мешает их идентификации в общественных местах. Имамы поясняют, что в исламе открытое лицо не считается грехом. В связи с этим в мечетях города проводится разъяснительная работа.
ИКРАМ САТЫБАЛДЫУЛЫ, ТЕОЛОГ
— Это не религиозный закон. Он касается всех, кто закрывает лицо. Цель — сохранить общественную стабильность. Не нужно интерпретировать это как религиозное давление или посягательство на свободу вероисповедания. Никаб, чадра или паранджа — это не обязательные атрибуты традиционного ислама. Это скорее элементы культурных традиций отдельных стран, называющих себя исламскими.
САМАТ САПАРХАНУЛЫ, ИМАМ МЕЧЕТИ «БИБІСАРА АНА»
— Надо смотреть в историю. Мы, казахи, не вчера стали мусульманами. У нас богатое прошлое, были уважаемые матери, домбристки, танцовщицы, которых народ почитал. Все они носили кимешек — традиционный головной убор, но при этом не скрывали лицо. Если взглянуть на старинные фотографии, нигде не увидим женщин с закрытым лицом. Поэтому нельзя считать это религиозной нормой или ценностью.
Важно отметить, что хиджаб, не скрывающий лицо, под запрет не попадает. Однако если человек надевает маску, солнцезащитные очки и головной убор одновременно — это уже считается нарушением. Также под ответственность попадают водители мопедов, которые носят шлем без использования транспортного средства.
НАРИМАН БАЗАРБАЕВ, СТАРШИЙ ПОМОЩНИК ГОРОДСКОГО ПРОКУРОРА
— В соответствии с изменениями в законе "О профилактике правонарушений", запрещается ношение одежды, закрывающей лицо, в общественных местах. Исключения составляют случаи болезни, когда необходимо носить медицинскую маску. Но если человек надевает маску без показаний, дополнительно солнцезащитные очки, балаклаву или шлем, полностью закрывающие лицо — это будет считаться нарушением.
Напомним, Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон, запрещающий ношение одежды, мешающей распознаванию лица в общественных местах, 30 июня.